Информатика в школе. Настоящее и будущее.

Статья из Интернет-альманаха "Вопросы информатизации образования"
(без купюр)

Информационные технологии и школа - нет темы горячее. Будь то газеты, телевидение, непосредственное общение.
 -
Нужны ли школе все эти информационные технологии со страшно дорогим и сложным оборудованием?
 -
Кому и как его использовать?
 -
Есть ли от этого какой то прок?
 -
Что ожидает школьную информатику?

    Если вас интересует по этому поводу мнение учителя информатики из обычной школы, то эта статья для вас.

    Дисциплина информатика все больше и больше завоевывает в школе положение ведущей. Основные причины этого очевидны:

- компьютер, особенно с Интернетом, сконцентрировал огромный объем знаний по любым отраслям;
- способы получения этих знаний просты, удобны, разнообразны, наглядны;
- процессы обучения с использованием IT (информационных технологий) обладают неоспоримыми преимуществами по сравнению с обычными;
- при рациональном и эффективном использовании накопленных знаний уровень развития человека в любой из сфер: науки, техники, здорового образа жизни, культуры, технологических навыков ограничен только собственной ленью.

    А вот чтобы эти, пока что, по большей части красивые декларации приблизились к реальной жизни, должен существовать механизм этого приближения. Далее,
речь, как раз и пойдет о преподавании информатики в школе, то есть о подготовке детей к наиболее полноценному использованию этого грандиозного информационного потенциала.
    Желание поставить процесс образования на совершенно новую основу (с использованием информационных технологий), можно только приветствовать,
НО!

Объективная реальность задает очень много вопросов. Вот некоторые из них.

1. Кто всему этому будет обучать?

     2-3 учителя информатики на школу, которые сами в своей массе об обилии и разнообразии этих IT технологий где-то что-то слышали (именно слышали), потому как, наглядно продемонстрировать эти технологии не так то и просто. Об учителях-предметниках в возрасте уж лучше и не вспоминать. (простите!) Специалисты то есть, но кто же за такую зарплату будет заниматься этим в школе.

2. Как это делать?

    В любом приличном книжном магазине можно найти книгу практически по любому вопросу компьютерного образования. Но в основной массе это литературные произведения совершенно не приспособленные для школьного преподавания. А вот четкие, последовательные, целенаправленные, полные курсы по определенной теме встречаются крайне редко. Ну что тут особенного, скажут многие, предмет, как предмет. А вот и нет,уважаемые, проснитесь, посмотрите вокруг, компьютерные технологии просочились во все сферы жизни. А потому преподавание информатики стало совершенно отдельной историей, а так-же математикой, физикой, логикой, электроникой.
    Процесс познания и закрепление практических навыков использования компьютерных технологий очень сильно отличается от штудирования первоисточников и отработки навыков каллиграфии. Результат непродуманного эксперимента с компьютером может быть намного серьезней, чем последствия физического или химического опыта.
    Процесс изучения IT технологий начать можно, а вот закончить нельзя, отрасль то постоянно развивается, технологии кардинально меняются каждые 3-5 лет.
    Серьезная сложность возникает и в том, что ученики сейчас с точки зрения компьютерной подкованности очень разные. Одни уже пробовали для себя что-то программировать, на ты с WORD-ом, EXCEL-ем и Интернетом. Другой же с трудом попадает указателем мыши в ярлык на рабочем столе, не говоря уже о знании более серьезных вещей. Гибкий и индивидуальный подход это, конечно, здорово, но при такой разнице в навыках полноценно загрузить всех становится практически нереально.

3. Кто будет заниматься обслуживанием и администрированием.

    Как выглядит обычный набор компьютерного класса? 10 ученических компьютеров + учительский, локальная сеть, выход в Интернет, а это уже немало. В силу своей принадлежности преподаватель информатики, как будь-то бы обязан устанавливать, обновлять, удалять учебные материалы и программы, удалять или архивировать учебные наработки, администрировать сетевые ресурсы, осуществлять антивирусный контроль, устранять результаты экспериментов нерадивых учеников, консультировать и помогать менее продвинутым коллегам. С подключением к Интернету администрировать доступ, контролировать работу межсетевых экранов, заниматься электронной почтой, публикацией и так далее, и так далее. Как видим объемы "посторонней" (непреподавательской) деятельности нарастают, как снежный ком. И с этим, наверное "надо же что-то делать". Но все это нужно еще и уметь, а все ли это умеют.

4. Что все-таки изучать?

     Вот мы научили ученика включать и выключать компьютер, запускать программы на рабочем столе, вводить текст с клавиатуры. А что дальше? В этой битве копий поломано много, а победа все еще призрачна.
Одни говорят: все пойдут в офисы и фирмы, давайте глубоко изучать офисные пакеты.
Другие говорят: нам нужны те, кто заставит компьютер делать то, что нужно, давайте нам программистов.
Третье утверждают, что только, поняв логику работы сердца компьютера (процессора) и его окружения, можно стать настоящим компьютерщиком и залезают в дебри нижнеуровневой логики, построенных на ней вычислительных процессах и управлении.
    Есть еще и те, кто говорят: нам нужны фундаменталисты. Давайте углубленно изучать логику, семантику, информационные процессы, моделирование, подробности формализации и алгоритмизации. До мелочей, типа отправки электронной почты все дойдут сами.
    И вот преподаватели начинают, или выхватывать никому ненужные верхушки, или погружаться так глубоко, что становится непонятно, какое все это имеет отношение к школьной информатике.

5. Давайте отделим котлеты от мух.

     При кажущемся всеобъемлющем охвате задач, решаемых информатикой, это все-таки конкретная отрасль знаний. Меня очень сильно беспокоит ситуация, когда на информатику грузят элементы высшей математики, физики или других предметов.
    Как сказал кто-то из великих: любая задача может быть решена на компьютере, если она решена каким либо способом. Мне часто встречаются тестовые, экзаменационные, олимпиадные задания, которые требуют углубленного знания определенного чисто математического, физического или другого материала иногда даже за рамками школьного курса. В результате оба зайца остаются живы, то есть и математика и информатика остаются для некоторой части учеников темным лесом. Другое дело если технология, например, математического эксперимента разобрана по косточкам, разложена по полочкам, четкий вычислительный алгоритм отработан на уроке математики вот теперь в дело можно пустить вычислительные мощности компьютера. Есть например книга:
"Тысяча заданий по программированию", автор M.Э. Абрамян, при выполнении задач которой, тоже требуется искать нестандартные подходы, наиболее эффективные решения, хотя с математическо-арифметической точки зрения практически все ясно.
   
Другой яркий пример. Не секрет, что столкнувшись с высшей математикой в институтах, многие пасуют, когда требуется реализовывать ее алгоритмы в компьютерных программах и очень часто не из-за незнания языка программирования, а из-за непонимания механизма работы алгоритма с математической точки зрения. Есть предложение: неплохо бы взять за правило после любого теста или олимпиады участникам показывать или выдавать материалы о наиболее рациональном и эффективном решении поставленных перед ними задач. На своих школьных олимпиадах я именно так и делаю.

6. Как глубоко все это изучать.

    Доскональное знание изучаемого вопроса - это здорово но реальная жизнь далека от идеала. Например, в некоторых европейских странах программирование не изучают вообще, считая эту тему слишком заумной. Мне кажется, что и нам подходить к этому вопросу нужно мягче. Есть разные ученики. Мне, примерно 5 лет назад еще в сети ФИДО попались исходники на Паскале какого-то ученика, которые я до сих пор считаю практически идеальными со всех сторон. Но такие случаи все-таки исключение.
    Мы учим программировать школьников, одновременно обучаясь сами. Я думаю немного профессиональных программистов встали на путь учителя информатики. Но, даже и при очень подробном изучении языков большинство учеников,
не сможет написать сколь нибудь полезные программы. Почему я так уверн? Да потому, что школьник не понимает, для чего нужно писать программу, которая вычисляет сумму синусусов квадратных корней из ста чисел. Вот, когда в высшем заведении, студенту потребуется проверить на прочность сто балок, для получения оптимального результата, или построить тысячу функций для определения точек перегиба, разрывов и т. д. Когда за этими сложными формулами встают не бессмысленные задания преподавателей, а детали автомобиля, конструкции здания, исследования результатов биологического или социологического эксперимента, вот тут студент начинает понимать (рассказ почти про меня), что эта компьютерная техника с тем самым программированием очень даже может пригодиться. А раз у человека появляется стимул, то он может горы свернуть и, ко всему прочему, без всякого принуждения.

        Ну, вот, скажете вы, назадавал кучу вопросов, а что дальше?
Дальше будем продолжать жить и учить. При всем множестве проблем, школа развивается. Школа это отражение жизни общества и с этим трудно что либо сделать. Но, как это ни покажется парадоксальным, в школе сейчас работают, в основном, замечательные люди, как говорили раньше: не за страх, а за совесть. Об особой престижности и доходности школьных должностей говорить не приходится, а потому, школа это, в первую очередь, сплоченный коллектив единомышленников, решающий задачу обучения и воспитания наших детей. Как бы это пафосно ни звучало.
       

        Государственные программы, местные власти, спонсоры, учителя, ученики и их родители: все хотят, чтобы школа все более качественно решала свои задачи. А какие у школы задачи? Их много, и моя статья не о том.

        Но одну "страшную тайну" я все таки раскрою и
об одной из задач расскажу.

 

Представьте школу, прозвенел звонок, извещающий начало урока и в класс к детям умным и здоровым физически и психически входит добрый, все знающий и все умеющий учитель, и 40 минут пролетают на одном дыхании в полной гармонии получения жизненно важных знаний и навыков одних от другого.

 

        Про тайну это, конечно, же шутка. На мой взгляд, нет у школы другой задачи. Решение всех остальных должно способствовать более полноценному протеканию именно этой. Кто не согласен, пусть бросит в меня камнем, простите, сообщением по E-mail.
        А потому, выходит, что какими бы техническими ресурсами ни укомплектовывали школы, без живого, творческого подхода к преподаванию не обойтись.
      
        
Главное, на мой взгляд, о чем ни в коем случае нельзя забывать:
все технические приспособления, какими бы сложными и разнообразными они не были, останутся инструментами на службе у человека, в данном случае у преподавателя.
       
        А наша задача научиться использовать могучий потенциал этих помощников с максимальной отдачей. Вот видите, от фразы учиться и учиться никуда не денешься.
           
И уж раз мы используем современные информационные технологии, то текстов подобных этому должно становиться все меньше и меньше, уж слишком много лирики. Хотелось бы например так.
   -  При рассмотрении данной темы предлагается ознакомиться с основами, которые можно взять здесь и здесь (ссылки...).
   -  Более углубленно здесь (ссылки...).
   - О практическом использовании рассказывается здесь и здесь (ссылки...).
   - Поспорить, высказать свое мнение или что то предложить можно здесь и здесь (тоже ссылки).

            А то, ведь, у нас так много рекомендательных материалов, из которых можно почерпнуть только то, как много автор знает всяких модных, умных, научных терминов. Хорошо, что об этом не знают наши ученики, они бы очень удивились такому обилию научно-педагогических технологий. Кстати, в очень многих местах статьи мне хотелось сделать ссылки на сайты, и на свои конечно же тоже.
       
Я иногда мечтаю. Вот если бы у каждого учителя был ноутбук. Да набор наглядных материалов по предмету с возможностью их адаптации для разных уровней образования. Учитель дома, конечно же с Интернетом подобрал бы для класса оптимальный и интересный материал урока, а назавтра бах его на проекционный экран, да где же, если экранов всего 1- 2 на школу, да и ноутбуков не больше.
        А еще нужна, таки,
четкая обязательная для всех программа, именно обязательная. Если у кого продвинутая это хорошо. А по обязательной должен быть единый учебник. Чтобы государство наконец решило: вот это нужно изучить обязательно. И регулярные тесты через интернет, чтобы в режиме реального времени ученики (по желанию) могли проверить уровень своих знаний. Вот только не надо никого за это награждать или наказывать, а то опять все превратится в соревнование показателей. А вот ЕГЭ, как раз и должен быть таким, чтобы его целиком с этим учебником выполнить можно было. Сейчас же ситуация такая: единый экзамен есть, а учебника, чтобы к нему подготовиться - нет. Учебники то есть, но ни в одном из них нет всего того, что есть в ЕГЭ. И что же получается, единый то он единый, а возможности подготовки к сдаче, той же информатики, увы, разные. Неувязочка.
      
 Или олимпиады. Да, конечно, это не должно превращаться в проверку знания таблицы умножения. И все же, количество заданий и диапазон сложностей должен быть шире. Ведь олимпиада это не только победа, а еще сами знаете что. И потом, если взрослому алгоритм какой либо задачи кажется очевидным, это еще не значит, что для учеников он окажется таким же, а если и окажется, значит до определенного уровня их думалка уже доросла.
        Только не говорите мне что, я призываю выпускать из школы полуобразованную серость. Вы посмотрите вопросы ЕГЭ. Каждый из преподавателей в своей сфере, конечно же с ними справится, а каково детям справляться со всеми сразу. И потом, как показывает история: многие гениальные личности в школе учились неважно. И наоборот, медаль за учебу в школе это не билет в счастливую жизнь, а обязанность доказывать, что тебе ее дали не зря.
        Так как же все таки преподавать эту самую информатику. Задайте поиск этой фразы в Интернете и найдете не одну сотню ссылок. Но, все таки, вряд ли кто совершенно точно сможет ответить на этот вопрос. А потому приходится пока, держаться золотой середины. И, беря за критерий оценки знаний, пробную версию ЕГЭ по информатике, учащимся, которые в своей массе не впитали с молоком матери основы информационных технологий, эти основы и преподавать.
        Что им потребуется в жизни: Web-дизайн или Web-кодирование, программирование системное или прикладное, САПР или 3D-графика, офисные программы общего назначения или специализированные для научных экспериментов - кто знает? Сфера применения информационных технологий просто необъятна. Поэтому считаю своей задачей, как учителя информатики, показать возможности использования этих технологий как можно шире. Научить азам их использования и объяснить, что нужно чтобы начать это делать по-настоящему. Вы спросите, почему только азам? Да потому, что не стоит надувая щеки и напуская важности, представлять, что мы в школе двинем вперед компьютерную науку. Все ныне известные компьютерные специальности так серьезно и глубоко исследованы и перепаханы, что найти в этой почве жемчужину, смогут лишь люди, имеющие очень объемный багаж знаний и практики.
       
        А потому, чем из большего количества этих замечательных специальностей информационных технологий, школьник сможет выбрать для себя дело по душе, чем осознанней и свободней будет этот выбор, тем плодотворней в дальнейшем будет его работа и качественней ее результат.
А не в этом ли состоит наша задача?

Учитель информатики Николай Коротков. Ивановская обл. г.Наволоки. Школа N1.
E-mail: kornil1956@rambler.ru
WWW: nk-inform.narod.ru
navoloky.narod.ru

 

Hosted by uCoz