Цифровая фотография. Заметки любознательного.
        
Если мир техники еще как то сопротивляется компьютерным технологиям,
то мир фотографии практически рухнул под напором ее цифровой младшей сестры.
Цифровая фотография, что же это такое? Сейчас об этом не слышали только
младенцы. Потому, что даже старики знают, что почти любым сотовым телефоном
можно запечатлеть немудреный сюжет из повседневной жизни.
        
Буквально 3-4 года назад цифровой фотоаппарат еще
был редкостью.
Устройство, которым можно было более-менее прилично сфотографировать что либо
стоил очень приличных денег. Сейчас фотокамеры, а есть еще и видео
стоят совсем
дешево. Есть, конечно, и очень дорогие, но они чаще всего не для обычной жизни.
        
Ввиду того, что я по жизни имею некоторое отношение к компьютерным
технологиям и к тому же в молодости увлекался фотографией, то попробовать,
что это такое мне хотелось с каждым днем все больше и больше.
        
И вот наступил тот день, когда, получив отпускные, я работаю
учителем информатики, я взял и купил цифровой фотоаппарат. Конечно же он
был практически самым дешевым, но на аппарат, карту памяти к нему и
плюс аккумуляторные батарейки отпускных все таки хватило.
        
Мои познания в цифровой фотографии пока невелики, ведь прошло всего
полтора года, но в силу своей профессии стараюсь разбираться в любом вопросе
очень подробно. Ведь если потом приходится что то объяснять ученикам то
реплика: не знаю; из уст учителя звучит по крайней мере нелепо.
        
Цель этой статьи:
- рассказать самую малость, что такое цифровая фотография;
- рассказать о своем начальном опыте и, если вы заинтересуетесь, то сможете начать осваивать
цифровую фотографию более осмысленно, не как я.
Я уверен, что для многих, включая и моих коллег учителей, цифровая
фотография, может стать не только увлечением, но и полезным делом.
        
Ну что ж, а теперь к делу.
        
Постараюсь как можно меньше использовать специальную терминологию,
чтобы не запугивать читателя. Там где без этого не обойтись объяснять их
(термины) на простых примерах.
        
Моим увлечением в фотографии является съемка пейзажей,
природы, разной травки, в смысле растений, ну и других интересных вещей.
Место моего проживания находится в самом центре России, в маленьком городке
Наволоки, которому посчастливилось образоваться на берегу нашей великой реки
Волги. Из всего сказанного означает, что сюжетов для съемки предостаточно.
        
Что касается съемки пейзажей, то имея фотоаппарат с объемом
матрицы в 2 мегапикселя с этими самыми пейзажами не очень то развернешься.
Приходится наверстывать за счет интересных сюжетов. Количество миллионов
пикселей показывает то максимальное количество точек, из которого может
состоять ваша цифровая фотография.
А любое цифровое изображение состоит из
множества точек: вот этих самых пикселей. Каждая точка может быть определенного
цвета. Если на черно белом телеэкране точки были черно-белыми, то теперь они
могут быть и цветными. Чем разноцветней могут быть точки, тем качественней
будет изображение. Но, оказывается, чем из большего количества точек
состоит
изображение и чем они разноцветней тем больше памяти требуется для хранения
этого изображения.
        
Так вот, если вам придется выбирать цифровой фотоаппарат, обратите
внимание чтобы этих мегапикселей было побольше. Но, как вы понимаете цена аппарата
в этом случае возрастет. Но не только от этого зависит качество фотоснимков.
Изображение на эту матрицу проецируется (отображается) через одну из
важнейших частей любого фотоаппарата: объектив. Объектив это глаза
фотоаппарата, а значит, если он хорошо видит, значит и другие, которые
посмотрят потом, что увидел он по достоинству смогут это оценить. Если
вы встретили два примерно одинаковых фотоаппарата, но один стоит в два раза
дороже, чаще всего это из-за объектива. Вот у моего фотоаппарата линзы
сделаны из пластмассы, поэтому качество снимков соответствующее. Ведь на
каждый из того количества мегапикселей должна попасть четкая точка - кусочек
изображения, которое вы снимаете. Поэтому, при покупке поинтересуйтесь
качеством объектива вашего цифрового фотоаппарата.
        
Если вы захотите более подробно узнать про устройство объектива,
вы сможете найти множество специальной литературы. Если бы я сейчас вам
стал про это все рассказывать, то это были бы не заметки любознательного,
а техническая документация по оптике.
        
Но еще об одной очень важной характеристике, которой обладает
любой цифровой фотоаппарат нельзя не упомянуть. Я конечно же говорю о
режиме увеличения объекта съемки.
Специалисты называют эту
возможность
фотоаппарата, а на самом деле его объектива
коэффициентом масштабирования, а все остальные коротким английским словом: зум (ZOOM). Как иногда хочется
приблизить церквушку на другом берегу реки, или пейзаж не подбегая к нему
вплотную, или мелкого жучка, или красивую птичку, или что то другое, да
мало ли... Вот тут и проявляются возможности этого самого зуммирования.
Ежели у вашего объектива коэффициент большой, то вы легко "подъедете" к вашему
объекту, а если мал то увы. Эту возможность фотоаппарата часто указывают
прямо на нем самом, так она важна. Например может быть ZOOM = x3 - он так
и пишется со знаком умножить перед цифрой. Трехкратный зум сейчас имеют почти
все аппараты, мой кстати тоже. Но как часто мне пришлось жалеть о том, что
у меня не x6, или x10, ведь даже такие сейчас не редкость. Но учтите, что
частенько из сами знаете каких соображений на фотоаппаратах указывают
не оптический зум, то есть тот, который выполняет объектив, а
цифровой, то есть
увеличение, которое создает электроника аппарата. Или их произведение, этих
самых зумов, но это уже совсем обман получается. Из снимка я и сам выберу
нужный мне кусок, ведь в случае цифрового зуммирования происходит простое
увеличение кусочка изображения, а от этого его качество очень сильно страдает.
Если вы сомневаетесь в реальности указанного на аппарате зума, посмотрите
внимательней на объектив, на нем вы всегда найдете две циферки, записанные
через дробь, разделите одну на другую и вы получите реальный оптический
коэффициент увеличения данного аппарата.
        
И еще немного о зуме. Если очень сильно увеличиваете
снимаемый объект,
то снимая с рук, без штатива, вы можете получить смазанные снимки, особенно
в том случае если освещения недостаточно. Я часто
прислоняю фотоаппарат к какому нибудь неподвижному предмету (столб, стена)
и снимок получается четким.
        
Позволю себе остановиться еще на одной особенности цифровой
фотосъемки. Если вам попадались старые цветные фотографии то вы наверняка
обратили внимание, что многие из них неестественно передают цвета
фотографируемых предметов. Например, если листья на деревьях летом должны
быть зелеными, на карточках они получались синеватыми или красноватыми.
А лица людей (живых) почему то зеленоватыми, или наоборот красными, как из
бани. Специалисты эту особенность цветного изображения называют
цветовым
балансом, а отклонение цветов изображения от нормы
нарушением цветового
баланса. В некоторых случаях цветовой баланс нарушаеся естественным путем,
например при помощи цветных прожекторов, или если предметы освещаются
заходящим солнцем, но это отдельные случаи. А если цвета получаются
неестественными не специально то это уже плохо. Разные источники света
освещают предметы разным цветами. Наверное только яркое солнце на
заснеженном поле дает настоящий белый цвет. Поэтому для получения
натуральных цветов вам придется экспериментировать, если вы будете снимать
не только при ярком дневном освещении, для этого у каждого фотоаппарата
имеются соответствующие настройки сюжета съемки.
Например: день, вечер, освещение лампами накаливания или люминесцентными.
        
Еще одна характеристика: глубина цвета. Не буду углубляться в
дебри глубины, на уроках информатики даже в обычном
курсе эту тему проходят довольно подробно, расскажу лишь об замеченных
мною интересных моментах. Хотя практически все цифровые фотоаппараты
сейчас используют 24х битное кодирование, и цвета получаемых изображений
должны быть просто изумительными на некоторых снимках они таковыми не
являются. Такой, можно сказать дефект, есть и у моего фотоаппарата. На снимке
с близкого расстояния, например,
цвета лепестков выглядят неестественно.
Гамма изменения цвета получается искаженной. Я то знаю, какой цвет у
цветка гладиолуса, или розы, а на снимке мы имеем совсем не то. Но
такую ситуацию можно проверить, если попытаться выжать из фотоаппарата все,
на что он способен. И хотя техника все совершенствуется, до человеческого
глаза ей все таки далеко.
        
Продолжим. Вы наверняка замечали, если конечно хотели заметить, что
четкость изображения на фотоснимках
не везде одинаковая. На портрете, например
фотограф может четко обозначить глаза и очертания губ, а уши несколько смазать,
ну то есть показать их нечетко. Тот же самый пример мы наблюдаем на фотографиях
цветов. Чтобы подчеркнуть красоту цветка, и показать, что остальной сюжет на
фотографии несущественен, только его (цветок) изображают резким (четким),
остальные элементы изображения делаются расплывчатыми.
Вот эта возможность
фотоаппарата показывать часть объектов, находящихся от него на разных расстояниях
четко или расплывчато называется глубиной резкости. Опять же не будем вдаваться
в теоретические рассуждения а скажем, что для хороших снимков возможность
управлять этой самой глубиной резкости является очень полезной, а иногда просто
необходимой. Но не все фотоаппараты очень хорошо справляются с этой задачей.
Мой дешевый фотоаппарат ну просто "изумительно" с ней справляется, в том
смысле, что он изображает все предметы на фотографии резкими, или пытается
это сделать. Если вы фотографируете веселую компанию, да к тому же и сами
от этой компании мало чем отличаетесь, то то, что все получается резким
конечно хорошо. А если вы не хотите, чтобы так было всегда (все было резким), то в некоторых
случаях вам придется попотеть. Мой фотоаппарат, иногда, дает возможность себя обмануть.
Если после его услужливой функции автоматической наводки на резкость нажать и
удерживать кнопку в полунажатом состоянии, он уже не будет пытаться
перенастроиться. Иногда мне это помогает, но на близком расстоянии,
как говаривал герой одной очень известной кинокартины: один аллах знает куда
девается (нет не искра) фокус у этого выродка в благородной семье таких умнейших
устройств, какими являются цифровые фотоаппараты.
        
Открою вам страшную тайну: наиболее эффективно
глубиной резкости
могут управлять фотоаппараты с наибольшим коэффициентом увеличения изображения,
особенно когда этот зум выставлен по максимуму.
        
Вот и выходит, что как не крути, а чтобы иметь хорошие снимки нужен,
как минимум, хороший фотоаппарат. Я вам ничего не буду рассказывать про
искусство композиции. Захотите почитаете об этом сами. По своему хоть и небольшому
опыту скажу: Фотографируйте, как можно больше, и может быть среди большого
количества снимков у вас обнаружатся интересные. Ведь даже известные мастера
утверждают, что удачные снимки получаются неожиданно, но эта неожиданность
должна произойти. Вот в этом я с ними совершенно согласен, иногда думаешь,
какой замечательный сюжет для съемки. Потом смотришь на снимок - ничего
замечательного. А иногда чикаешь все подряд, на всякий случай, а потом смотришь
красиво получилось. Но, если мне нравится, это не значит, что понравится многим.
Сюжет он ведь и субъективным может. Мне например фотографии Волги во всех
видах нравятся, а кто то скажет: поздняя осень, серое небо, серая вода, чего
тут красивого. Или какое нибудь растеньице найду, сфотографирую его, потом
по книжкам поищу, оказывается редкое, и лекарственное к тому же. Вот и думаешь
надо бы его в разных видах заснять. Тем более с моим капризным на близких
расстояниях фотоаппаратом. Но я с каждым годом все больше и больше их узнаю,
и стараюсь в разных ракурсах заснимать, чтобы они не только мне нравились.
        
Есть у меня мечта, сделать ботаническую фотоэнциклопедию, потому
как книжек про растения у меня не один десяток, а вот иллюстрации в них много
большего желают. Иной раз думаешь, как же по этой картинке цветочек, который
все каждый день видят узнать можно?
        
Но, что то я отвлекся. Теперь о главном. Часть из того, что в моей фотоколлекции
скопилось решил я на свой сайт поместить, только не все сразу. Ну и конечно
только те снимки, которые я удачными считаю. Ежели кому они понравятся, смотрите,
радуйтесь. Если кому для более важного дела потребуются пишите.
        
Пополнение фотогаллереи гарантирую, потому как, желание к этому пока
есть, фотик я себе конечно же обновлю, а уж красоты неописанной в наших краях немеряно, хоть и не такая она причесанная, как на импортных снимках, а все
равно своя. нашенская, родная.